Партнеры КонсультантПлюс
Версия для печати     Добавить в отчет Показать отчет Очистить отчет

Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl-Enter

ТВ уходит в интернет: число подписчиков потоковых видео-сервисов в РФ превысило 2 млн человек

МОСКВА, 26 янв - ПРАЙМ, Яна Рождественская. Просмотр фильмов и телепередач все чаще происходит с использованием интернет-каналов, а не традиционным способом - с помощью обычных телевизоров с антенной или цифровым тюнером. Еще несколько лет назад размер диагонали телеэкрана был одним из индикаторов того, что ваш дом - "полная чаша". Сейчас же можно с гордостью признаваться, что дома вообще нет телевизора. Да и для просмотра телепрограмм с распространением сравнительно дешевого быстрого домашнего интернета и развитием потоковых сервисов это перестало быть проблемой.

Потоковые или стриминговые, музыкальные и видео-сервисы приобретают все большую популярность во всем мире. По оценке исследовательской компании Ovum, в 2016 году число подписчиков потоковых видео-сервисов выросло на 42% до 269,8 млн человек. Уже сейчас на подписчиков потоковых сервисов приходится 29% от всей аудитории платного телевидения, насчитывающей 917 млн человек. К 2021 году доля аудитории потоковых сервисов, как ожидается, вырастет до 55%. Для большинства пользователей сервисы, позволяющие купить подписку на месяц и смотреть неограниченное количество фильмов или слушать музыку, удобнее, чем приобретение отдельных произведений для просмотра с гаджета, как это возможно, например, в iTunes.

Музыкальные потоковые сервисы, такие как Spotify или Apple Music, развиваются очень активно. Согласно исследованию компании Midia, число подписчиков таких сервисов составило на конец 2016 года 100,4 млн человек. Почти половина - 43 млн человек - приходятся на Spotify, еще 20,9 млн - на Apple Music, остальные 36,5 млн подписчиков распределены между менее известными или местными сервисами.

Самым популярным стриминговым видео-сервисом является Netflix - на него приходится 35% всего рынка. В IV квартале прошлого года число подписчиков Netflix выросло на рекордные 7,05 млн человек. Сейчас у сервиса 94 млн подписчиков по всему миру. К 2022 году, по прогнозам Ovum, их количество вырастет до 154 млн человек. Среди других популярных сервисов в США - YouTube и Amazon Instant Video. Собственные сервисы развивают также Sony, Apple и Microsoft.

В начале 2016 года Netflix начал работать в 130 странах мира, включая Россию. Хотя за пределами США и Западной Европы Netflix приходится конкурировать с местными аналогами, а также адаптироваться к особенностям законодательства разных стран. Тем не менее, уже сейчас 47% подписчиков Netflix живут за пределами США.

Старший аналитик исследовательской компании Parks Associates Гленн Хауэр отмечает, что телерадиокомпаниям для того, чтобы удержать аудиторию, приходится адаптироваться к новым условиям. Так, французская телерадиокомпания France Televisions планирует запустить собственный стриминговый сервис с подпиской. Также, добавляет он, развитие тенденции подталкивает страны к политике местного протекционизма. Например, в прошлом году крупнейший индонейзийский интернет-провайдер PT Telkom Indonesia заблокировал для своих пользователей доступ к Netflix.

Местные потоковые сервисы доминируют также в Латинской Америке и Китае. В Мексике одним из самых крупных являются видео-сервис Blim, а также запущенный миллиардером Карлосом Слимом сервис Claro Video. Крупнейшие видео-сервисы Китая - iQiyi, принадлежащий онлайн-гиганту Baidu, и Youku, владелец которого - онлайн-ритейлер Alibaba. Основные музыкальные сервисы также местные - 39% рынка приходится на QQ Music, 28,8% - на Kugou, собственный потоковый сервис есть также и у Baidu.

Тем не менее, из-за своих объемов и начавшегося роста интереса к платным сервисам китайский рынок является весьма привлекательным и для иностранных компаний. Так, по данным аналитика китайской консалтинговой компании Outdustry Эда Пето, из полумиллиарда человек, которые слушают в Китае музыку онлайн, около 75 млн выбирают англо-американский репертуар.

Все чаще потоковые сервисы не только транслируют фильмы, телепередачи и музыку, но и создают собственный контент. Лидером и здесь является Netflix - только в прошлом году компания потратила 5 млрд долларов на съемки фильмов и телепередач, а в 2017 году эти расходы должны увеличиться до 6 млрд долларов. Среди собственных сериалов Netflix - "Карточный домик", "Нарко" и "Оранжевый хит сезона". В январе также стало известно, что собственные фильмы и телепередачи может начать снимать Apple и затем размещать их на Apple Music.

Потоковые сервисы все активнее развиваются и в России, причем в первую очередь национальные, а не иностранные. Это связано как с большей заинтересованностью пользователей в русскоязычном контенте, так и с законодательством. Госдума 13 января в первом чтении приняла законопроект о регулировании деятельности онлайн-кинотеатров, который в числе прочего предусматривает ограничение иностранного участия в капитале таких сервисов 20%. "Если Netflix, Amazon или кто угодно еще хочет достичь успеха в России - в первую очередь они должны играть по местным правилам. Кроме того, им нужно найти правильный баланс между американским и российским контентом», - считает Гленн Хауэр.

По оценке Ovum, число подписчиков стриминговых видео-сервисов в России составляет чуть более 2 млн человек. Лидером рынка является платформа Divan.TV, на которую приходится 29% всех подписчиков, на втором месте - AMEDIA TV с долей 19%. Netflix находится лишь на третьем месте (16%). "Что касается России, рынок потоковых сервисов здесь только начал развиваться в прошлом году, когда число подписчиков подскочило до 2,05 млн. В период с 2011 по 2015 год число подписчиков выросло с менее чем 100 тыс до 1 млн. Причина скачка, конечно, запуск Netflix. Несмотря на то, что в России у Netflix контент, в основном, на английском языке, и мало контента на русском", - говорит старший аналитик Ovum Тони Гуннарссон. По его мнению, доля Netflix на российском рынке будет расти и достигнет 25% к 2022 году.

Крупнейшие игроки на рынке также настроены довольно положительно. Компания AMEDIA TV прогнозирует, что в 2017 году аудитория принадлежащего ей сервиса Амедиатека вырастет на 40%. Генеральный директор AMEDIA TV Денис Горшков отмечает рост популярности в России легальных сервисов VOD (видео по запросу. - Прайм). "Этому способствует и антипиратское законодательство, и образовательная работа по формированию культуры платить за легальный контент в интернете", - считает он.

Среди музыкальных потоковых сервисов в России лидирует Apple Music, у которого 600 тыс. подписчиков. Второе и третье места занимают Яндекс.Музыка (230 тыс) и Google Play Music (менее 100 тыс). По факту общая ежемесячная аудитория Яндекс.Музыки составляет около 20 млн, но большинство пользуется бесплатными возможностями. Как отмечает руководитель Яндекс.Музыки Андрей Гевак, в топе городов, где чаще всего оплачивают подписки Яндекс.Музыки, кроме Москвы и Питера, - Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород, Казань и Ростов-на-Дону. При этом большая часть прибыли Яндекса идет за счет рекламы. "Наш ключевой рекламный формат - аудиореклама с широкими возможностями таргетинга, включая музыкальные жанры", - уточняет Гевак.

Руководитель департамента цифрового контента консалтинговой компании J'son & Partners Сonsulting Роберт Меликсетян в качестве наиболее успешного отечественного игрока для дальнейшего развития на российском рынке называет Яндекс и потенциально - социальную сеть ВКонтакте, которой многие пользуются для прослушивания музыки.

В России доступны не все популярные потоковые сервисы, и к нам эта модель пришла позже, аргументирует эксперт. "На рынке было несколько попыток создать локальную альтернативу, но в целом можно считать, что эти попытки провалились, кроме Яндекс Музыки. ВКонтакте прекрасно заменял пользователям такие сервисы", - говорит Меликсетян. Приход Apple Music, по его мнению, "окончательно похоронил" надежды небольших сервисов на какой-то значительный рост, и в ближайшее время российским сервисам будет сложно конкурировать с Apple. 

26.01.2017 19:24