Партнеры КонсультантПлюс
Версия для печати     Добавить в отчет Показать отчет Очистить отчет

Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl-Enter

Минтранс представляет на заседании правительства РФ в четверг основные направления программы развития автомобильных дорог на 2010-2015 гг

МОСКВА, 13 июня. /ПРАЙМ-ТАСС/. Министерство транспорта РФ представляет на заседании правительства РФ в четверг основные направления программы развития автомобильных дорог на 2010-2015 гг. Об этом сообщила сегодня правительственная пресс-служба.

Главным приоритетом разрабатываемой программы развития автомобильных дорог в соответствии с посланием президента РФ будет являться строительство и реконструкция дорог, "формирующих международные транспортные коридоры в Европейской части России по направлениям Север-Юг и Центр-Урал, а также по направлениям, обеспечивающим реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири".

Предлагается направить мероприятия программы на ускорение повышения тех показателей, которые определены завершаемой федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России /2002-2010 годы/". В частности, необходимо привести сеть федеральных автомобильных дорог в соответствие с нормативными требованиями. Намечено включить в программу проекты комплексного маршрутного ремонта основных магистральных федеральных автомобильных дорог. Поддержание сети федеральных дорог в состоянии, соответствующем нормативным требованиям, предполагается осуществлять путем завершения перехода на систему финансирования автомобильных дорог по утвержденным нормативам затрат.

Необходимо продолжить обеспечение основной части сельских населенных пунктов, имеющих перспективы развития сельскохозяйственного и лесопромышленного производства, подъездами по автомобильным дорогам с твердым покрытием.

Принимаемые меры должны иметь результатом существенное снижение количества дорожно-транспортных происшествий, сопровождаемых неудовлетворительными дорожными условиями.

Однако главным целевым ориентиром программы, в соответствии с положением послания президента РФ о строительстве высококачественных федеральных трасс и реконструкции дорог, предстоит сделать переустройство мест концентрации дорожно-транспортных происшествий и модернизацию участков дорог, перегруженных движением, для существенного снижения доли протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки.

Для достижения целевых ориентиров в качестве основных программных проектов намечено рассмотреть строительство обходов крупных городов и центров субъектов РФ и реконструкцию необходимых для повышения устойчивости функционирования федеральных маршрутов мостовых переходов на дублирующих направлениях, на тех же обходах городов, на региональных дорогах, способных принять движение с федеральных направлений в случае необходимости.

В целях дальнейшего развития существующей дорожной сети в разрабатываемую программу предлагается включить проекты маршрутной реконструкции автодорог и мостовых переходов в составе международных транспортных коридоров, устранения участков перегрузки дорог движением, завершения реконструкции автодорог на подходах к автомобильным пунктам пропуска.

Следует предусмотреть строительство и реконструкцию дорог, связывающих указанные маршруты федеральных и межрегиональных дорог с районами освоения новых территорий и способствующих ускорению социально-экономического развития субъектов РФ, а также в направлении пограничных переходов с сопредельными странами. В том числе предполагается предусмотреть завершение реконструкции автомобильных дорог на подходах к автомобильным пунктам пропуска, строительство подъездов к объектам, обеспечивающим безопасность государственной границы.

Для повышения эффективности бюджетных расходов и снижения нагрузки на бюджеты различного уровня намечено включить в программу проект создания системы платных автомобильных дорог на направлениях, обслуживающих концентрированные транспортные потоки. Основой реализации этого проекта должно стать дальнейшее развитие концессионных отношений в дорожном хозяйстве, совершенствование законодательной и нормативной правовой базы в целях реализации вновь принятого федерального закона "Об автомобильных дорог в Российской Федерации".

В программе будет рассмотрен вопрос совершенствования конфигурации сети автомобильных дорог федерального значения. В настоящее время предложения по включению ряда автодорог регионального значения в перечень федеральных дорог сформированы на основании поручений президента РФ, решений правительства РФ и обращений субъектов РФ. Протяженность маршрутов, намечаемых к передаче в федеральную собственность в первую очередь, составляет около 9 тыс км.

Важным аспектом программы должны стать мероприятия, направленные на улучшение обслуживания пользователей дорог. Автодороги, прежде всего, магистральные федеральные и межрегиональные трассы должны представлять комплексное предприятие по оптимальному обслуживанию своих клиентов - участников движения, перевозчиков грузов и пассажиров. Предприятия придорожного сервиса должны располагаться не в зависимости от выгоды их владельцев, а там, где удобно автомобилисту. Въезды на эти предприятия должны обеспечить полную безопасность как въезжающего, так и основного транспортного потока.

Автодороги должны стать активными участниками логистических транспортных процессов. В программе необходимо учесть мероприятия, связанные с увязкой застройки территорий вдоль крупных дорог с задачами обеспечения скоростного пропуска транспортных потоков, обеспечения безопасности участников движения и пешеходов, повышения качества окружающей среды.

Реформирование дорожного хозяйства будет осуществляться в два этапа. Первый этап реформы осуществляется в течение 2008-2009 гг. В ходе этого этапа должны быть решены следующие задачи: разработка нормативной правовой базы реформирования дорожного хозяйства; создание условий для развития рыночной среды в сфере содержания автодорог за счет достижения адекватного уровня бюджетной и внебюджетной оплаты выполняемых дорожных работ; отработка механизмов функционирования государственно-частного партнерства.

В результате первого этапа будут созданы условия для устойчивого финансирования отрасли в необходимых объемах, достигнута финансовая прозрачность и повышена эффективность деятельности госорганизаций дорожного хозяйства, обеспечен переход на финансирование и оценку деятельности органов управления автодорогами в зависимости от достигнутых результатов с разработкой системы оценки состояния обслуживаемой сети на основе ежегодной комплексной диагностики.

Второй этап реформы будет проходить в 2010-2015 гг. На этом этапе планируется завершение реформирования организаций дорожного хозяйства, формирование конкурентной среды в тех сферах деятельности, где это возможно, за счет достижения адекватного уровня бюджетной и внебюджетной оплаты выполняемых дорожных работ, в том числе за счет завершения процесса перехода к финансированию ремонта и содержания по утвержденным нормативам денежных затрат, посредством чего будет обеспечен максимально возможный выход государства из хозяйственной деятельности в отрасли. В результате будут в основном проведены структурные преобразования в отрасли, созданы условия для масштабного привлечения инвестиций.

В ходе второго этапа предусматривается совершенствование и развитие автодорожной инфраструктуры, приведение в нормативное состояние большей части автодорог в соответствии с требованиями технических регламентов, национальных стандартов и иных обязательных нормативов, строительство и реконструкция автодорог, в том числе на концессионной основе.

В настоящее время финансирование федеральных автомобильных дорог осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом в федеральный бюджет зачисляются доходы от следующих видов налогов, поступающих от пользователей автодорог: 100 проц доходов от акцизов на легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт /90 л с/; 40 проц доходов от акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и /или/ карбюраторных /инжекторных/ двигателей. Перечисленные налоги не являются закрепленными источниками финансирования дорожного, хозяйства, они зачисляются в доходы федерального бюджета. Поэтому объем средств, выделяемых из федерального бюджета на федеральные автомобильные дороги, не зависит от объема поступлений налогов от пользователей автомобильных дорог.

В настоящее время финансирование региональных автомобильных дорог осуществляется из бюджетов субъектов РФ, в которые зачисляются следующие виды налогов от пользователей автодорог: 100 проц доходов от транспортного налога; 60 проц доходов от акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и /или/ карбюраторных /инжекторных/ двигателей. Перечисленные налоги не являются закрепленными источниками финансирования дорожного хозяйства, они зачисляются в доходы бюджета субъекта РФ. Размеры фактически выделяемых средств на финансирование территориальных дорог во многом зависят от наполняемости бюджетов субъектов РФ и социально-экономических приоритетов органов государственной власти.

Как отмечает Минтранс, для обеспечения стабильности и своевременности финансирования дорожного хозяйства необходимо, в том числе создание устойчивых, долгосрочных источников финансирования дорожного хозяйства. При этом формирование данных источников должно базироваться на принципе "пользователь платит".

Возможными дополнительными источниками финансирования дорожного хозяйства могут служить также доходы от таможенных пошлин на ввозимые автомобили, запчасти к ним и шины, а также часть прибыли страховых компаний от страхования автогражданской ответственности.

С целью привлечения средств, необходимых для содержания и развития сети федеральных дорог, в России должна быть введена плата с грузовых автотранспортных средств полной массой свыше 12 т за пользование федеральными автодорогами как дополнительный источник неналоговых поступлений.

Введение платы с грузовых автотранспортных средств за пользование федеральными автодорогами обуславливается удобствами, предоставляемыми федеральными трассами по сравнению с территориальными и муниципальными дорогами. Как правило, начертание федеральных автодорог позволяет осуществлять кратчайшие связи между субъектами РФ, обеспечивает выход на территории зарубежных стран, а геометрические параметры федеральных автодорог позволяют пропускать значительные транспортные потоки с высокой степенью удобства. Все это предопределяет использование федеральных автодорог как основных транспортных артерий страны, по которым проходят значительные грузопотоки, и позволяет вводить дополнительную плату за проезд по ним грузовых автомобилей.

Основным принципом привлечения внебюджетных средств в сферы строительства и реконструкции дорожных объектов должен стать гарантированный возврат инвестору вложенных инвестиционных средств и достаточный размер прибыли за счет платной эксплуатации объекта, возведенного с полным или частичным использованием негосударственных источников, а также экономическая заинтересованность общества, государства и инвестора в реализации соответствующего проекта. При этом должны быть максимально задействованы вновь внедряемые механизмы софинансирования государством такого рода проектов -использования средств инвестиционного фонда.

Дополнительным источником средств на содержание существующих автодорог должно стать распространение практики введения их платного пользования. Возможна передача дороги, обустроенной под взимание платы, в эксплуатацию частной компании. При этом условием получения дороги в эксплуатацию должно служить обязательство частной компании инвестировать в строительство и /или/ реконструкцию иного участка дороги установленный объем средств, необходимый для его создания и последующей платной эксплуатации. Таким образом, будет обеспечен также процесс развития сети автодорог. В качестве основной формы реализации указанных проектов предполагаются долгосрочные концессионные договоры, заключаемые в соответствии с федеральным законом "О концессионных соглашениях".

Повышение эффективности расходования бюджетных средств в дорожном хозяйстве может быть достигнуто за счет проведения следующих мероприятий: перехода к заключению долгосрочных контрактов на выполнение дорожных работ; создания системы гарантий соблюдения условий долгосрочных контрактов; совершенствования процессов ценообразования; создания экономической системы, основанной на перераспределении риска, через страхование, на производителей материалов и работ для нужд дорожного хозяйства, с целью привлечения потенциала рынка страховых услуг в минимизации бюджетных затрат при наступлении страховых случаев.

Для создания дополнительных стимулов выполнения подрядчиками обязательств в рамках госконтрактов необходимо завершить создание банка данных по выполнению обязательств по гарантийному обслуживанию. В банке аккумулируется информация о работах, проводимых на объекте, сроках гарантийных обязательств, сведения об их соблюдении подрядной организацией. Такой подход позволит повысить как ответственность заказчиков и подрядчиков за выполнение гарантийных обязательств, так и прозрачность результатов деятельности подрядных организаций в масштабах отрасли.

13.06.2007 16:44